На фоне европейских санкций против России и роста цен на АЗС компании Porsche и Siemens запустили проект по производству синтетического топлива с использованием энергии ветра и солнца. Проект под названием Haru Oni на юге Чили имеет идеальные климатические условия с точки зрения ветрогенерации для производства такого топлива. По словам одного из топ-менеджеров проекта Мег Джентл, у синтетического топлива — огромный потенциал
На южной оконечности чилийской Патагонии, на продуваемом ветрами Магеллановом проливе, у подножия ветряной турбины расположился Haru Oni — экспериментальный завод по производству синтетического топлива eFuels. Получение этого экологически чистого топлива происходит в несколько этапов. Сначала используется энергия ветра для обеспечения работы электролизеров, которые выделяют водород из воды. Затем водород соединяется с переработанным углекислым газом, в результате чего образуются синтетические углеводороды, неотличимые от бензина, полученного из ископаемых материалов.
Конечно, автомобили, работающие на синтетическом топливе, все еще выделяют углекислый газ. Однако это только первый шаг на пути к более экологичному будущему. Инвестор Porsche AG в восторге от перспективы продажи синтетического топлива водителям, которые заинтересованы как в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, так и в экологичном образе жизни. Компания планирует популяризировать синтетическое топливо, используя его для заправки гоночных автомобилей своих команд.
Существует несколько причин, почему Патагония была выбрана для строительства завода по производству экологически чистого топлива. Во-первых, в этом регионе сильные ветры, возникающие, когда холодный воздух Антарктиды встречается с теплым воздухом Тихого океана. В таких условиях эффективность ветряных турбин может достигать 75% — средний показатель техасских ветряных электростанций равен 45%. Во-вторых, главный акционер HIF Global, чилийская компания AME, базирующаяся в Сантьяго, уже занимается строительством огромных солнечных ферм в пустыне Атакама и собирается разместить тысячи ветряных турбин в Патагонии. Этого будет достаточно для производства миллиардов галлонов топлива в год, что превратит Чили в возможного экспортера экологически чистого бензина, полученного с помощью ветров Патагонии — тех самых, которые 500 лет назад помогли кораблям Магеллана пересечь пролив, носящий его имя.
Тем не менее Патагония с точки зрения логистики — не самое простое место для строительства, поэтому HIF намерен построить свой первый крупномасштабный завод в Техасе рядом со своими химическими заводами и нефтеперерабатывающими предприятиями. Исполнительный директор HIF Мег Джентл услышала о концепции от председателя Сезара Нортона в 2021 году и была очарована ею. 48-летняя Джентл только что покинула бизнес по производству сжиженного природного газа (СПГ), проработав 15 лет в компании Cheniere Energy, которая была пионером в экспорте СПГ, а затем четыре года в качестве CEO конкурирующей компании Tellurian Energy, занимающейся разработкой СПГ.
Мег Джентл на обложке Forbes USA
Джентл покинула Tellurian в конце 2020 года, намереваясь сократить рабочую нагрузку и возглавить семейный инвестиционный офис Gemstone Investments. Она согласилась инвестировать небольшую сумму в проект HIF (что расшифровывается как Highly Innovative Fuels, или «Инновационные виды топлива»). «Я начинала как инвестор. Вскоре ко мне стали обращаться: «Мэг, помоги нам с этим, помоги нам с тем», — вспоминает она. Последние два года Джентл занималась планированием, получением разрешений и заключением контрактов на строительство завода стоимостью $6 млрд в округе Матагорда, штат Техас. Планируется, что предприятие будет производить 200 млн галлонов экологически чистого топлива в год, что эквивалентно сокращению вредных выбросов от 400 000 автомобилей.
Джентл снова чувствует себя в своей стихии. В компании Cheniere она привлекла капитал в размере $40 млрд для строительства полудюжины заводов в Техасе и Луизиане, которые сейчас экспортируют около 7 млрд кубических футов газа в день — 60% экспорта американского сжиженного природного газа (СПГ) и 5% от общего объема внутренних поставок. Ее не пугают ни стоимость, ни сложность задачи. «Очень многие элементы того, что мы связываем воедино, ничем не отличаются от СПГ», — объясняет Джентл.
Компания Bechtel пришла к оценке стоимости в $6 млрд в ходе предварительного проектирования. Даже если затраты возрастут, Джентл не считает, что HIF будет трудно собрать достаточный капитал для строительства. В этом ирония зеленой волны — миру необходимо делать такие огромные инвестиции в низкоуглеродную инфраструктуру, что финансировать масштабные проекты, возможно, будет легче, чем небольшие.
«Спрос на эти проекты безграничен, — говорит Эндрю Элленбоген, управляющий директор компании EIG, специализирующейся на прямых инвестициях. — И его гораздо лучше удовлетворят проекты такого масштаба». EIG, под управлением которой находится $24 млрд, впервые инвестировала в материнскую компанию HIF в 2015 году для строительства солнечных ферм и газовых электростанций в Чили.
Рядом с продуваемым ветрами Магеллановым проливом в Патагонии находится экспериментальный завод Haru Oni, который производит подходящее для Porsche топливо. (Фото HIF GLOBAL)
Элленбоген настолько верит в потенциал синтетического топлива «для решения труднопреодолимых проблем, связанных с выбросами CO2», что EIG участвовала в проекте еще до принятия демократами в прошлом году закона о снижении инфляции (Inflation Reduction Act). Компания выделила $500 млрд на зеленые субсидии, включающие возможность для застройщиков получать налоговые кредиты на квалифицированные зеленые программы, которые могут достигать 60% от вложенного капитала. «Кредиты оказывают большое влияние, — говорит Элленбоген, но это лишь приятное дополнение. — Мы бы инвестировали как с ними, так и без них».
Вполне логично, что в проекте HIF уже собрался целый ряд крупных имен, стремящихся выполнить свои зеленые обещания. Porsche инвестировала $100 млн в HIF Global. Другой инвестор, Baker Hughes, принял участие во вливании капитала в размере $260 млн в 2022 году. Для устранения самого большого предполагаемого «бутылочного горлышка» Джентл уже зарезервировала сотни электролизеров у компании Siemens. Завод в Патагонии также обратился к ExxonMobil за технологией переработки метанола в бензин. «Понимание того, кто ваши партнеры и как вы их объединяете — мой самый ценный урок, полученный в Cheniere и Tellurian», — говорит Джентл.
Естественно, существует доля риска. Для производства галлона синтетического топлива требуется около 20 фунтов углекислого газа. Технология улавливания диоксида углерода прямо из воздуха появилась пять лет назад, однако ее цена все еще высока — около $250 за тонну.
В прошлом году Baker Hughes приобрела стартап Mosaic Materials, чтобы ускорить разработку своих металлоорганических каркасов, улавливающих углекислый газ — воздушных фильтров, созданных на молекулярном уровне для захвата углекислого газа из воздуха. По словам Алессандро Брешиани, старшего вице-президента Baker Hughes, эти материалы «захватывают CO2 из атмосферы и требуют относительно мало энергии для высвобождения CO2», что позволяет снизить стоимость владения подобной технологией.
Это интересное решение проблемы, однако Джентл считает, что стоимость должна приблизиться к $100 за тонну (до крупных федеральных налоговых льгот по закону о снижении инфляции). CEO Сезар Нортон сообщил, что по этой причине на начальном этапе они будут использовать другие источники переработанного CO2. Baker Hughes отказалась поделиться прогнозами о том, сколько лет потребуется для достижения заявленной ценовой отметки.
Джентл и команда HIF выбрали площадку в округе Матагорда, штат Техас, из-за простого доступа к самому важному элементу — электроэнергии. Завод будет иметь постоянную круглосуточную потребность в электроэнергии в размере 2000 МВт, что достаточно для питания примерно 1 млн домов. Однако есть одно преимущество — завод будет расположен вдоль высоковольтного коридора электропередач, который был построен в преддверии нереализованного расширения Южно-Техасской атомной электростанции.
Младший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Сай Макгиди объясняет, что обеспечение специальных поставок возобновляемой электроэнергии жизненно необходимо для того, чтобы подобные проекты действительно сокращали вредные выбросы, а не увеличивали их. Речь идет о трех аспектах, известных как «согласование по времени, взаимодополняемость и возможность доставки потребителю». Во-первых, не стоит запускать электролизеры в безветренную погоду, потому что тогда электроэнергия, скорее всего, будет поступать от генераторов, работающих на ископаемом топливе. Во-вторых, не рекомендуется использовать существующие проекты возобновляемых источников энергии для питания электролизеров, потому что в этом случае происходит «каннибализация» чужого низкоуглеродного энергоснабжения. «Нельзя строить ветряную электростанцию в Небраске для завода в Техасе», — объясняет последний аспект Макгиди. В настоящее время Минфин США определяет, каким правилам должны следовать застройщики, если они хотят получить доступ ко всем доступным налоговым кредитам. Однако более строгие правила приведут к увеличению расходов и замедлят процесс внедрения технологии. Макгиди предупреждает: «Экономические показатели являются крайне спекулятивными, пока не поступят указания от Минфина».
По словам Джентл, для того, чтобы доля ветровой энергии HIF стала частью энергосистемы, им потребуется приобрести продукцию ветряных электростанций с пиковой мощностью 5000 мегаватт (напоминаем, ветер дует только 45% времени). Для достижения этой цели потребуется электроэнергия, вырабатываемая 1000 турбин высотой 500 футов. Однако этого хватит только на то, чтобы произвести топливо для 400 000 автомобилей, в то время как на дорогах в США насчитывается 276 млн транспортных средств. Возникают сомнения в целесообразности осуществления этого проекта для продления эпохи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Тем не менее представитель Porsche Герман-Йозеф Штаппен уверен в обратном: «Это стоит всех усилий, потому что с помощью синтетического топлива можно эксплуатировать существующий автопарк, избегая выбросов CO2».
Джентл, выпускница Университета Джеймса Мэдисона и Университета Райса, ранее работавшая в компании Anadarko Petroleum, считает, что производство синтетического топлива будет стоить около $5 за галлон — примерно в два раза дороже обычного бензина. Высокая цена, однако топливо будет продаваться с надбавкой за низкий уровень выбросов CO2. Надбавка составит минимум 30 центов за галлон, учитывая недавние цены на углекислый газ в Калифорнии по системе ограничения и торговли выбросами (cap-and-trade) в размере около $30 за метрическую тонну (2200 фунтов). Помимо синтетического топлива, HIF планирует продавать значительную часть первоначальной продукции завода в Матагорде в качестве судового топлива судовладельцам, которые пытаются соответствовать новым строгим международным правилам в отношении вредных выбросов. По словам компании, новые заводы также будут производить реактивное топливо.
Поначалу, когда Джентл покинула бизнес СПГ на фоне застоя в реализации проекта Driftwood LNG компании Tellurian, она хотела инвестировать в водородные виды топлива, однако вскоре поняла, что проблемы транспортировки необработанного водорода окажутся непреодолимыми. Чтобы поместить природный газ в танкер для экспорта, необходимо превратить его в криогенную жидкость, охладив до −161,5 градусов по Цельсию. «Работая в сфере СПГ, я узнала, что для перевозки водорода на судне он должен быть охлажден до абсолютного нуля (−273,15 градусов по Цельсию). Я сразу поняла, что об этой идее можно забыть», — объясняет Джентл. Дополнительные расходы и трудности с содержанием такой маленькой молекулы делают эту идею нецелесообразной. «Также интенсивность испарения водорода намного выше, чем у СПГ. Как и в случае с любым другим веществом, которое нужно хранить в критически низких температурах, нужно сжижать водород, иначе он исчезнет», — добавила она. Впоследствии внимание Джентл сместилось на так называемые носители атомов водорода, такие как аммиак (NH3) и синтетические виды топлива, например, электротопливо, которое гораздо легче транспортировать.
Одновременно с работой над объектом в Матагорде HIF Global также занимается проектом в Тасмании, источником CO2 для которого будет служить лесная промышленность. По словам Нортона, который в начале своей карьеры работал на электростанции в Буэнос-Айресе и более 20 лет был лидером в производстве природного газа, ветра и солнечной энергии в Южной Америке, HIF Global планирует добавить больше предприятий в Патагонии по мере строительства ветряных турбин. Нортон предполагает инвестировать десятки миллиардов долларов в южную часть Чили, чтобы использовать «постоянные сильные ветры», характерные для региона, в качестве основного ресурса для производства экологически чистой продукции. Свой план он называет парадигмой Power-to-X.
Джентл предполагает, что в ближайшие десятилетия в эту технологию будут инвестированы сотни миллиардов. HIF Global также планирует воплотить в жизнь десяток проектов, которые могли бы устранить вредное воздействие 5 млн автомобилей на окружающую среду. Это уже не кажется такой безумной идеей, если учесть, что именно столько было инвестировано в североамериканские проекты СПГ за последнее десятилетие. Даже завод стоимостью $6 млрд, производящий синтетическое топливо, эквивалентное 14 000 баррелей в день — капля в море на мировом нефтяном рынке, объем которого составляет 100 млн баррелей в день. Более того, после завершения строительства предприятие может стать удачным приобретением для крупной нефтяной компании.
«Это решение проблемы нашего времени, — говорит Джентл. — Если вас интересуют крупные вложения, то нельзя просто инвестировать по $20 млн за раз. Надо мыслить масштабно».
Перевод Ксении Лычагиной
материал взят с сайта https://www.forbes.ru/biznes/