Во время пандемии Тим Данн из компании CrownRock пошел ва-банк и к моменту, когда цена нефти выросла, увеличил свое производство вдвое. Теперь новоиспеченный миллиардер вкладывает неожиданно свалившиеся на него деньги в церковь и на развитие штата, но только не в государство
Мидленд на западе Техаса вернулся к бурному экономическому подъему. В гостиницах нет свободных номеров, а на полях вокруг города с населением почти 140 000 жителей сейчас на 50% больше буровых вышек. И все это благодаря тому, что цены на черное золото превышают $100 за баррель. Нет отбоя от посетителей в кофейнях Black Rifle Coffee (Starbucks для местных), а ждать свободный столик в ресторане Chuy’s Tex-Mex придется чуть ли не два часа.
В здании штаб-квартиры эксплуатационной фирмы CrownQuest Operating площадью 5500 кв. м в Мидленде генеральный директор Тим Данн отдыхает, на нем джинсы, кроссовки, белое поло. Он сидит в окружении своих троих сыновей, работающих в семейном бизнесе. 35-летний Волли ― геолог, 42-летний Люк возглавляет инженерное и эксплуатационное подразделения, а старший, 43-летний Ли, занимается развитием бизнеса. Обстановка непринужденная, все четверо часто заканчивают фразы друг за друга, но когда речь заходит об оценке энергетических рынков, Данн-отец высказывает слабое утешение: «Нефть будет дорожать. Мы движемся к тому, что дальше наращивать предложение станет невозможно».
Как бы там ни было, в текущей нехватке нефти Данна винить нельзя. 66-летний руководитель бизнеса, всю жизнь проработавший на нефтяных месторождениях Мидленда или в его окрестностях, никогда не переставал бурить, не заканчивал освоения новых участков. С конца в 2019 года компания CrownRock, владелец скважин, которые эксплуатирует CrownQuest Operating, удвоила добычу нефти до 140 000 баррелей в день, заняв, таким образом, 12-е место среди частных нефтяных компаний в Соединенных Штатах. И что самое невероятное, четыре вышки CrownRock продолжали работу в самый тяжелый период пандемии.
«Два года назад нам говорили на Уолл-стрит: «Вы нам не нужны, у нас все будет на энергии солнца, ветра, оленей и единорогов», ― шутит Данн. Ему виднее. Он твердо верил в то, что цены снизились ненадолго, и знал, что с падением спроса подешевеет оборудование и рабочая сила. Поэтому он продолжал инвестировать. Такое упорство со стороны производителей типа Данна привело к тому, что добыча нефти в США всего за 10 лет выросла втрое и достигла нынешней отметки 11 млн баррелей в день. «Мы сильно подорвали торговый дефицит и снизили стоимость энергоносителей по всему миру», ― утверждает бизнесмен.
В Вашингтоне немногие испытывали от этого восторг. По мере восстановления цен ― нефть бренда WTI за последние 12 месяцев подорожала на 40% ― производители энергоресурсов стали удобной политической мишенью. В июне президент Соединенных Штатов Джо Байден заявил, что прибыль, которую зарабатывают нефтяные компании во «время войны», «недопустима». Сенатор-демократ от штата Массачусетс Элизабет Уоррен сегодня занимается разработкой налога на непредвиденную прибыль. Данн не одобряет ни то ни другое. Всемирный энергетический сектор ― это многосторонний гигант, который в текущем году принесет участникам рынка, по некоторым оценкам, $4 трлн прибыли. Отдельным игрокам приходится «мириться с ценой» и лишь мечтать о маржинальности продаж как, например, у Apple или Microsoft. Данн был раздражен недавним твитом Байдена с требованием к владельцам автозаправок снизить цены. «Большинство автозаправок на бензине только выходят в ноль, а основные деньги зарабатывают на мороженом», ― говорит миллиардер.
У самого же Данна дела обстоят куда лучше. Благодаря росту цен на нефть, CrownRock в 2022 году, вполне вероятно, заработает более $1,5 млрд прибыли при общем доходе свыше $3,5 млрд. Будь это публичная компания, стоимость бизнеса оценивалась бы на уровне $8,3 млрд. За вычетом долгов доля семьи Данна в размере 20% от всего предприятия сегодня стоит около $1,2 млрд ― вдвое дороже, чем еще полтора года назад.
Тиму Данну неинтересно становиться лицом непредвиденной нефтяной прибыли, но и выступать в защиту добычи энергоресурсов он тоже не стесняется. «Экстремисты хотят выжить промышленность из Америки, ― объясняет предприниматель. ― Они хотят жить в хижинах вокруг костра».
Данн вырос в городке Биг-Спринг в часе езды от Мидленда и в самом сердце местности, которую когда-то населяли индейцы-команчи. Его родители не окончили школу, а работали на фермах и фабриках в Калифорнии во время Великой депрессии и Второй мировой. После войны отец Данна переехал в Техас и стал продавать страховки. Тим, младший из четырех сыновей, остепенился довольно рано. Недавний скаут поступил в Техасский технологический университет на курс химических технологий, женился, и первенец у него родился к моменту выпуска в 1978 году. После недолгой работы в Exxon будущий бизнесмен перешел к нефтяным сделкам в мидлендской компании First City Bancorp. Когда в середине 1980-х нефтяной рынок рухнул, Данну поручили проверять отчетность всплывших брюхом кверху нефтяных фирм. Это стало ускоренным курсом по управлению рисками.
«Главная цель любой нефтяной компании ― просто не пропадать из телефонного справочника», ― рассуждает миллиардер.
В 1987 году он ушел из банка и устроился на работу к мидлендскому производителю нефти Parker & Parsley, где впоследствии вырос до финансового директора. Ближе к концу своих восьми лет в компании Данн стал сотрудничать с нефтяником в четвертом поколении с запада Техаса по имени Бобби Флойд, который имел большой опыт покупки и продажи контрактов на лизинг скважин. В 1995-м Данн ушел из Parker & Parsley и учредил вместе с Флойдом CrownQuest Operating. Зачем? Чтобы брать землю в лизинг и бурить скважины в Пермском бассейне на западе Техаса, крупнейшем американском месторождении нефти, которое сегодня дает рынку 5 млн баррелей в день, около половины совокупного нефтяного производства США.
Ва-банк Данн ходил и до пандемии. Например, в 1988 году, когда в результате азиатского финансового кризиса цена нефти упала до $12 за баррель, техасский предприниматель продал лошадиную ферму своей семьи и пустил вырученные деньги на то, чтобы удвоить собственную долю в CrownQuest Operating. Его сыновья помнят, как он собрал тогда всю семью и сказал, что настолько дешевая нефть ― это возможность, которую нельзя упускать.
«Лучший момент для покупки ― когда положение хуже некуда, ― вспоминает Ли слова отца. ― Мне было грустно, что на лошадях я больше не поезжу». Но оно того стоило. Данн-старший говорит, что доход с продажи фермы был «единственными настоящими деньгами, которые мы когда-либо вложили в бизнес». Когда пришла пора бурить скважины, в качестве инвестора привлекли GE Capital. Затем в 2007-м для CrownQuest Operating настал звездный час: венчурный фонд Lime Rock Partners из Хьюстона дал $97 млн на создание CrownRock для бурения традиционных скважин к обычным нефтехранилищам. Деятельность Данна принесла замечательный результат: с 2010 по 2013 год семь участков были проданы фирмам Linn Energy и BreitBurn Energy, одна только сделка с последней принесла $280 млн.
Но потом правила игры изменились. Несмотря на то что метод гидравлического разрыва пласта, или фрекинг, известен еще с 1940-х, настоящий бум этой технологии в Северной Америке начался лишь в 2008-м. На фоне рекордных нефтяных котировок предприниматели стали испытывать новые способы извлечения сырья из более глубоких, плотных и тонких слоев породы. Бурильщики изобрели управляемые буровые установки, которые позволяют уходить на 3,2 км вглубь, а потом разворачиваться по горизонтали и бурить непосредственно тонкие слои сланцев, в которых заключены нефть и газ. Пресловутый фрекинг требует множества грузовиков, из которых в скважины закачиваются тысячи кубометров воды с песком. Там порода разрывается, и через образовавшиеся трещины вытекают газ и нефть ― они потом отправляются по скважине наверх. За пять лет из-за новомодной технологии появились такие гигантские сланцевые месторождения как Барнетт в Техасе, Баккен в Северной Дакоте, Марселлус в Пенсильвании и Хейнсвилл на востоке Техаса и в Луизиане.
Никто не думал, что новые методы добычи сработают в Пермском бассейне (Северная Америка), потому что его глубокие слои пропитанной нефтью породы не были похожи на другие сланцевые формации. Тем не менее в 2013 году хьюстонская фирма EOG Resources сразу после обширного бурильного проекта на сланцевом месторождении Игл-Форд на юге Техаса стала первопроходцем в горизонтальном бурении и фрекинге пермской карбонатной породы на глубине 3,2 км. Поначалу эти горизонтальные маневры были не такими результативными, как более дешевые вертикальные скважины CrownRock. «Мы не собирались этим заниматься», ― улыбается Данн.
Тем не менее компании продолжали бурить все более горизонтально и все ближе к собственным участкам. И получалось это с каждым разом все лучше. «Они бурили скважины, которые, мы бы и в жизни не подумали, что можно пробурить, ― делится глава бизнеса. ― Так мы полностью пересмотрели свое отношение». Вместо того чтобы осваивать всего несколько целей у поверхности, сегодня CrownRock бурят кучу скважин на десятке разных глубин. Флойд, занимающий должность президента CrownQuest Operating, считает, что «это был просто счастливый случай».
Подъезжая к мидлендскому поместью семьи Данна площадью почти 7 га, гости видят небольшую стаю золотистых ретриверов, резвящихся на просторном зеленом газоне. Под водяной горкой бассейна есть «Хоббичья нора», детская пещера, где можно укрыться от жары, часто доходящей здесь чуть ли не до 40°C. Рядом расположен роскошный огород с дынями, цукини и помидорами, созревающими под знойным июльским солнцем. Настоящий оазис в засушливом западном Техасе, но всего в полукилометре отсюда уже видны огни сжигаемого на вышках избыточного метана.
Пять из шести детей Данна и 17 из 19 его внуков живут в Мидленде, несколько ― в недавно построенных домах усадьбы, образца моды на «современный загородный дом». Данн купил эту землю 25 лет назад, когда попытки его семьи обучать детей на дому вдохновили его основать Мидлендскую классическую академию — общеобразовательную христианскую школу, расположенную по другую сторону его забора, которая сегодня проводит занятия для 655 учеников и даже формирует собственный лист ожидания.
Вниз по улице стоит Мидлендская церковь Библии, где будущий миллиардер на протяжении 20 лет проводит воскресные занятия, входит в «кафедральную команду» и иногда проповедует. Его голос всегда можно узнать по особому техасскому акценту.
Христианские идеалы в CrownQuest Operating в большом почете. Всем новым сотрудникам, в том числе рабочим на вышках, выдают книгу «Лидерство служения» о системе управления организацией по библейским принципам. «Вопрос всегда заключается в том, сколько они прочитают», ― отмечает Данн. Автор книги Дэвид Канерт, сержант-майор Армии США в отставке, возглавляет в компании отдел обучения персонала. Данн подытоживает философию книги следующим образом: «Люби других так, как хочешь сам быть любим. Если ты против этого, ты поддерживаешь эксплуатацию».
В 2015-м семью постигла трагедия, когда внезапно умерла двухлетняя Мория, внучка Данна. Предприниматель излил свое горе в книге «Желтые шарики: как найти силы жить вопреки обстоятельствам» и запустил сайт и подкаст с ежедневными вдохновляющими историями. Они дали начало еще одному сайту, thebiblesays.com, посвященному тому, чтобы «помочь простому человеку осмыслить» Библию и жизнь. Кроме того, Данн ― убежденный противник абортов. Он финансирует службы усыновления на западе Техаса и оказывает поддержку интернатам, где живут более 300 детей.
«Если вы ничего не отдаете миру, то рискуете оказаться во власти собственных денег», ― предостерегает миллиардер, чье понимание благотворительности настолько широко, что включает в себя политические инициативы.
В 2010 году он стал сооснователем проекта «Граждане за самоуправление» (Citizens for Self-Governance), целью которого является корректировка Конституции США и продвижение личной ответственности. Его ключевым глашатаем в Капитолии Остина является Майкл Квинн Салливан, бывший советник члена Палаты представителей США Рона Пола и издатель сайта правого толка Texas Scorecard. По данным Федеральной избирательной комиссии Соединенных Штатов, с 2008 года Данн сделал более 300 политических пожертвований. Среди недавних перечислений: $250 000 в апреле «Клубу действия для роста» (Club for Growth Action), комитету политического действия, продвигающему сокращение налогов, а также $100 000 «Американскому величию», консервативному комитету, наиболее известному своими нападками на бывшего директора ФБР Джеймса Коми. В начале ноября 2020 года Данн перевел $50 000 комитету «Трампа к победе». «Для меня инвестиции в политику ― это благотворительная деятельность, ― заявляет Данн. ― Я плачу лоббистам, чтобы предотвратить принятие вредных законов».
«Некоторые считают его этаким злым подстрекателем, который раздает вилы и факелы, но он совсем не такой», ― рассказывает бизнесмен Район Ситтон, который владеет хьюстонской фирмой Pinnacle Advanced Reliability Technologies, специализирующейся на сделках в нефтяной отрасли, и в 2014 году при поддержке Данна победил на выборах в Железнодорожную комиссию Техаса (TRC), на уровне штата осуществляющей надзор в области нефтегазовой промышленности. Ситтон уверяет, что Данну неинтересно быть серым кардиналом и он просто хочет заставить регуляторов не лезть в чужие дела. «Он работает спокойно и скромно, с мыслью о том, что его идеалы приносят пользу. И его не смущает делать то, что может кого-то разозлить».
Чтобы свести к минимуму взаимодействие своей компании с федеральными агентствами вроде Федеральной комиссии по энергетическому регулированию и Бюро земельного управления, Данн предусмотрительно ведет большую часть своей деятельности в пределах штата Техас. Бизнесмен хочет, чтобы было упразднено Агентство по охране окружающей среды и отменена его система «разрешения через указ», в рамках которой новые проекты одобряются исключительно с согласия представителя федеральной власти. Вместо этого Данн ввел бы подход его партнеров по Железнодорожной комиссии Техаса под названием «разрешение по правилу», при котором операторов наказывают, только если их уличили в нарушении законодательства.
Данн также выступал против таких инициатив, как внесение в Красную книгу дюнной полынной ящерицы и лугового тетерева. «Про ящериц вообще вранье, ― поддерживает Ли Данн. ― Они на каждом шагу».
Тим Данн крайне возмущен: «Те, кто живет в Вашингтоне, рассказывают нам, создают для нас правила о том, как расчищать место, где мы живем. Здесь живем мы!»
Внешние наблюдатели обычно фокусируются на религиозных воззрениях миллиардера и его «благотворительности» твердой руки и правого толка, однако внутри компании такое почти не обсуждается. Зато он и его руководящий состав сосредоточены на том, что они сами называют «беспощадной оптимизацией». В переводе это значит: «Бури, детка, бури. Или, точнее: делай фрекинг, детка».
Прежде чем начинается какая бы то ни было доходность, полномасштабное горизонтальное бурение требует больших инвестиций, а потому в 2017-м CrownQuest Operating выпустила старшие ценные бумаги на $1 млрд, а еще через год продала привилегированные акции на $475 млн венчурной фирме Magnetar Capital из Эванстона в Иллинойсе и EIG Global Energy Partners из Вашингтона. К сегодняшнему дню частный инвестиционный фонд Lime Rock получил, по некоторым оценкам, 40-кратную прибыль по сравнению со своим изначальным вкладом в CrownRock в 2007 году. В 2018-м фонд выделил $1,9 млрд на выкуп доли ряда других акционеров, тоже обеспечивших первичные инвестиции. Lime Rock по сей день день владеет 60% бизнеса. В конце прошлого года Goldman Sachs выделил Данну $200 млн на приобретение нефтяных роялти-трастов, по которым выплачиваются дивиденды в размере 20% с каждого выкачанного барреля.
Общемировой спрос на нефть сейчас составляет около 100 млн баррелей в день, и Данн стремится производить столько черного золота, сколько может на 36 000 га Пермского бассейна, принадлежащих его компании. Сейчас CrownQuest Operating размещает скважины как можно плотнее друг к другу, несмотря на риск сопряжения соседних скважин, или «взаимного сообщения», что приведет к проблемам с давлением и сокращению добычи.
«Наш стимул ― максимально увеличить эффективность производства, потому что второго такого участка у нас не будет», ― поясняет Ли Данн, намекая на то, что выгодная земля была куплена за малую долю того, что она стоит сегодня.
Каждый год операторам Пермского бассейна нужно бурить, разрывать и прокачивать более 2000 скважин, чтобы ежедневно поставлять клиентам 2 млн баррелей нового производства, необходимых для балансировки при снижении природной выработки. И это задача не из простых. Отрасль страдает от нехватки рабочей силы, технических мощностей и бурильного оборудования. Налаживаться все будет очень долго. В середине июля гигант в области нефтепереработки Halliburton заявил, что для новых заказов «недоступен» и сможет брать новых клиентов только в начале следующего года. Но у Данна преимущество есть и здесь. Он продолжал работу и выплачивал зарплаты, пока остальные увольняли своих сотрудников и закрывали скважины. Тем самым он снискал большое уважение.
«Они помогают тем, кто хочет начать собственный бизнес, обещают, что CrownRock будут пользоваться их услугами, ― говорит Джей Маклейн, директор по инвестициям Lime Rock. ― Они не коварные. Они не съедят подрядчиков в трудные времена, но ожидают первостепенное внимание к себе в такую [горячую] пору как сейчас».
Сколько именно продлится взлет рынка на этот раз, никому не известно. Сколько еще времени продлится «спецоперация»*? Насколько радикально Европа сможет отучить себя от российских энергоносителей? Видна ли на горизонте глобальная рецессия или, может быть, новые карантины против COVID-19 в Китае? Новый, более смертельный вариант коронавируса? Данн не тревожится: «А когда мир не переходил на новые энергоносители?» Тем более, территории у него достаточного, чтобы заниматься фрекингом еще целое десятилетие.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
материал взят с сайта https://www.forbes.ru/biznes/