Бад Бригэм заработал сотни миллионов на продаже двух нефтяных компаний. Его компания в Техасе может сделать его миллиардером, если не будет угрожать существованию местной маленькой ящерицы
В детстве занятий в техасском Мидленде было немного, рассказывает 63-летний Бад Бригэм. «Мы скатывались с песчаных дюн в картонных коробках. Те, кто был совсем крутой, делали сани, наносили на них специальное покрытие и вощили», — вспоминает он. Съезжать с гигантских дюн регионального парка Монаханс можно и по сей день, 50 лет спустя. Если повезет, можно заметить, как среди густых зарослей карликового дуба быстро проползает находящаяся под угрозой исчезновения дюнная полынная ящерица.
В этой местности можно увидеть грузовики для песка. Их здесь очень много. Компания Бригэма Atlas Energy Solutions (обеспечивает нефтегазовой промышленности доступ к крупнейшим запасам гидроразрывного песка) заполняет до 1200 фур ежедневно — в каждую помещается 24 т песка для добычи нефти с помощью фрекинга (метод добычи, при котором горные породы искусственно разрушаются с помощью жидкости под давлением. — Forbes). На дюнах предприниматель больше не играет, зато копает их и добывает примерно по 10 млн т песка в год.
В центре фирменной шахты в засушливом городе Кермит в Техасе можно стать свидетелем невероятного зрелища: голубая лагуна площадью 20 га, где баржи откачивают песок, высасывая его через шланги. Сырье пропускают через очистители, сушат, просеивают и засыпают в высокие силосные башни для последующей погрузки в фуры.
Слишком далеко песок везти не приходится. Окрестности Кермита известны также как Пермский бассейн и на сотни километров вокруг испещрены тысячами нефтегазовых скважин, причем каждый день появляются десятки новых. Заниматься фрекингом без песка нельзя, а он для этого требуется в колоссальных количествах — порядка 10 000 т на скважину. Уже на месте данный песок смешивают с водой и под высоким давлением вводят в пробуренный канал (часто на глубину почти 5 км, затем горизонтально на 3 км или больше). Как объясняет Бригэм, подземный разрыв из-за давления «поддерживает открытые трещины и дает выход нефти и газу».
Детищу бизнесмена уже шесть лет, в марте оно вышло на фондовую биржу, а сейчас может похвастаться капитализацией на уровне $1,8 млрд. Кроме того, фирма является крупнейшим поставщиком песка в Пермском бассейне, контролирует 25% всего рынка и имеет достаточно запасов на ближайшие 100 лет. Предприниматель владеет 15% бизнеса. По расчетам Forbes USA, если добавить его заработок за десятилетие нефтяных сделок, состояние Бригэма превышает $500 млн.
На $300 млн, привлеченные в ходе первичного размещения акций, в Atlas Energy Solutions строят грандиозные планы. Компания начала строительство 68-километрового ленточного электроконвейера для песка. Система будет сделана из резины повышенной прочности и называется Dune Express. «По сути, это четыре 16-километровых конвейера», — уточняет президент фирмы Джон Тернер. Проектируемая линия раскинется через границу с Нью-Мексико и станет артерией крупнейшего в мире центра фрекинга, где в ближайшие десятилетия игроки вроде ExxonMobil, Chevron и Occidental Petroleum намерены открыть тысячи скважин.
Нефтяные компании в нетерпении. До открытия местных шахт песок приходилось закупать с транспортировкой по железной дороге из самого Висконсина и за доставку тонны сырья платить по $50. Сегодня же ключевым поставщиком песка стала компания Atlas Energy Solutions, которая только и успевает считать деньги. В I квартале 2023 года предприятие заработало $153 млн выручки, а прибыль составила $63 млн. Стоимость добычи — около $7 за тонну, причем $3 из этой суммы приходится на лицензионные отчисления. Аналитик Goldman Sachs Нил Мехта прогнозирует, что с учетом отпускной цены песка на отметке $43 за тонну к 2025 году чистая прибыль фирмы перевалит за $500 млн — отчасти благодаря ленточному конвейеру Бригэма, который будет полностью готов к эксплуатации к концу 2024-го. Dune Express сократит стоимость транспортировки вдвое — примерно до $7 за тонну.
«Данный проект спасет жизни людей», — утверждает Хоуп Уильямс, бывший член окружной комиссии округа Уинклер и член городского совета Кермита. С тех пор, как в 2016 году начался песочный бум, автодороги общего пользования заполнили многочисленные 40-тонные грузовики с песком, провоцируя чудовищные аварии на региональных трассах 302 и 285. В 2022-м на дорогах по всему Пермскому бассейну погибли 277 человек — это на 19% больше, чем в 2021-м. Перемещение сырья с помощью конвейера, а не фур, поможет убрать с дорог вокруг Кермита 70% грузовиков.
На песке можно разбогатеть множеством способов — вспомнить хотя бы Астрид Роузинг, которая сделала состояние на сырье за много десятков лет до революции фрекинга. Роузинг прошла путь от скромной стенографистки до чикагского поставщика «80 000 баррелей цемента», «600 вагонов перегородок для зданий», а также песка и других материалов «для многих крупнейших строительных предприятий на Среднем Западе». О невероятной истории ее успеха Forbes USA писал в 1918 году. Некоторые сооружения, к которым она приложила руку, например здание промышленной компании Crane Company, стоят по сей день. Предпринимательница умерла в 1954 году в возрасте 79 лет.
«Песочных дел мастер» Бригэм живет в Остине, который по сравнению с Мидлендом кажется зеленым оазисом. Офис предпринимателя находится на утесе над рекой Колорадо с видом на центр города. Бизнесмен ездит на черном Ford Bronco со стикером на бампере, на котором написано «Кто такой Джон Голт?» — это известная строчка из его любимого романа «Атлант расправил плечи», который написала легенда либертарианства Айн Рэнд.
Родители Бригэма развелись, когда он был еще совсем маленьким. Мать растила его в Мидленде вместе с пятью другими детьми, одновременно работая на известных нефтяников, партнеров Т. Буна Пикенса — Сирила Вагнера и Джека Брауна. В Техасском университете молодой Бригэм изучал геофизику, а затем устроился в Western Geophysical аналитиком сейсмологических данных. «Я был всего лишь маленьким винтиком в механизме. Мне казалось, что пользы от меня может быть гораздо больше», — вспоминает он. В 1984 году будущий предприниматель начал работу в гостинично-нефтяном холдинге Rosewood, которым владела Каролайн Хант, дочь нефтяного барона Х.Л. Ханта (на момент смерти в 1974 году его считали богатейшим человеком в мире). «Там я был в курсе всего происходящего. Чувствовал, что мне многое по плечу», — продолжает Бригэм.
В 1990-м в возрасте 30 лет он учредил компанию Brigham Exploration по бурению нефтяных скважин новым по тем временам методом построения подземных сейсмических изображений с целью обнаружения резервуаров. В 1997 году компания вышла на биржу, как раз к большому расцвету американской нефтяной отрасли в начале 2000-х, который стал возможен благодаря сочетанию направляемых буровых головок и гидравлического разрыва (иными словами, фрекинга). Бригэм приобрел почти 162 000 га месторождений на территории Баккеновской формации в Северной Дакоте, вступив в прямую конкуренцию с такими миллиардерами, как Харольд Хамм. Так начался сланцевый бум. «Когда я начинал в 1980-х, большинство скважин пересохло. Теперь есть завод на земле», — говорит Бригэм. В 2011 году норвежская корпорация Statoil (сегодня — Equinor) выкупила Brigham Exploration за $4,7 млрд.
В результате сделки бизнесмен получил около $100 млн прибыли и очень хотел задействовать их в своем следующем проекте. Фирма Brigham Resources взяла в лизинг 32 300 га Пермского бассейна и начала буровые работы за счет собственных средств Бригэма и дополнительных $700 млн частного инвестиционного капитала. В 2017-м инвесторы получили трехкратную прибыль: тогда предприятие за $2,5 млрд выкупила компания Diamondback Energy. Сам Бригэм заработал на этом приблизительно $300 млн.
Он мог основать новую нефтяную фирму, однако, закупив за прошедшие 10 лет огромные объемы песка, понял, что это готовая идея для бизнеса. Когда началась революция фрекинга, бурильщики считали, что самым эффективным, так называемым пропантом, будет относительно крупнозерный песок из идеально круглых частиц вроде песка марки Northern White, который будут привозить из шахт Висконсина. «Сферичность крайне важна для силы разрыва», — отмечает учредитель Atlas Energy Solutions. Как он говорит, поначалу в компании «думали, что более грубые частицы будут лучше, поскольку [они дают] больше пространства для прохождения газа и нефти». Экспериментировали даже с керамическими микрошариками.
Бригэм признается, что они «испробовали все» и были удивлены, когда среди компаний, добывающих нефть методом фрекинга, сложился консенсус, что самая эффективная разновидность песка находится у них прямо перед носом. В 2017 году бизнесмен вместе с несколькими приятелями учредил Atlas Energy Solutions и начал переговоры о правах на добычу ресурса в двух огромных дюнах.
Параллельно он строил еще одну публичную фирму — Brigham Minerals, которая покупала права на нефть и газ, находящиеся еще в земле. В ходе IPO в 2019-м предприятие привлекло $300 млн, а в конце прошлого года было поглощено денверской фирмой Sitio Royalties. Сумма сделки составила $4,8 млрд, и Бригэм сосредоточился исключительно на Atlas Energy Solutions.
Рынок песка в Пермском бассейне нельзя «завоевать», не посетив благотворительный «Фонд Сили и Смита» (Sealy & Smith Foundation), — организация владеет участком земли 16 на 16 км, на котором располагаются высочайшие песчаные холмы и парк, где в детстве на санях катался Бригэм, а еще бесчисленные нефтяные скважины. Примерно 140 лет тому назад Джон Сили приобрел большую территорию для семейного отдыха. В сухой земле были природные источники, и, по изначальной задумке Сили, они могли обеспечивать воду для локомотивов на трансконтинентальных железнодорожных линиях. Но нефть оказалась гораздо более выгодным ресурсом, теперь к ней добавился еще и песок. В итоге с заработанных на нефти, газе и песке отчислений фонд выделил свыше $1 млрд на строительство научно-исследовательских госпиталей при Техасском университете. Благотворительное объединение будет гарантированно зарабатывать лицензионные отчисления в размере $3 с каждой тонны, которую Atlas Energy Solutions поставит в ближайшие 94 года.
68-километровый ленточный конвейер Бригэма, сделанный из стали и резины повышенной прочности, спроектирован штатными инженерами при помощи аэродинамической трубы в Техасском университете A&M. На переговоры с местными землевладельцами о праве прокладки системы через их участки ушло четыре года.
Ключевым аспектом бизнеса является автоматизация производства. Из кабины управления в остинской штаб-квартире технические сотрудники дистанционно активируют изливы силосов, чтобы заполнять песком грузовики клиентов (каждый автомобиль оснащен маячком радиочастотной идентификации стандарта RFID). «Мы любим постоянно повышать эффективность», — заявляет предприниматель. Даже когда строительство Dune Express будет завершено, потребуется множество фур для перевозки песка от конвейера по неасфальтированным каменистым дорогам к буровым скважинам. Компания Atlas Energy Solutions уже закупила 120 грузовиков Mack армейского образца, которые смогут перевозить тройные сцепки контейнеров с 72 т песка. Помимо всего прочего, надеясь на то, что со временем эти фуры будут ездить самостоятельно (без водителей), компания сотрудничает с фирмой Robotic Research, разрабатывающей автономные системы управления грузовым транспортом для военных.
Инфраструктура и логистика не единственные сложности, стоящие перед Бригэмом. Из-за бурения скважин и добычи песка уничтожается среда обитания крошечной дюнной полынной ящерицы, которая живет среди густых карликовых дубов. В июне Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных США инициировала сбор заключений до сентября по поводу предложения внести этот вид в Красную книгу. Подобный шаг может сильно ограничить объемы бурения и добычи в районе. «Там, где водится эта ящерица, больше нельзя отнимать и разрушать ее среду обитания», — предостерегает Майкл Робинсон из Центра биологического разнообразия.
Предчувствуя проблемы, компания Atlas Energy Solutions уже начала сотрудничество с Министерством внутренних дел и другими ведомствами по разработке плана, который позволит рептилии и нефтяной промышленности мирно сосуществовать. Сам бизнесмен парирует, что многие крупномасштабные объекты предприятия расположены на гигантских открытых дюнах вдали от карликовых дубов.
При всей производительности на уровне 5 млн баррелей нефти в день Пермский бассейн остается изолированной и негостеприимной местностью. Тем не менее его можно назвать настоящей «машиной для безотказного зарабатывания денег», пополняющей казну штата и резервы Техасского университета, система которого насчитывает 13 образовательных учреждений, обучает 240 000 студентов и владеет долями в сотнях тысячах гектаров нефтяных месторождений. В прошлом году университет получил $2,3 млрд в виде лицензионных отчислений с добычи нефти и газа (практически полностью методом фрекинга). Сегодня в распоряжении Техасского университета имеются средства на сумму $57 млрд.
Перевод Антона Бундина