«ОПОРА РОССИИ» представляет январский выпуск аналитического обзора «Малые новости». Ключевая тема праздничного номера — малые технологические компании. Помимо этого, отдельные тематические блоки дайджеста посвящены изменениям в законодательстве для бизнеса, вступающим в силу в январе, результатам анализа просроченной задолженности по кредитам МСП в региональном разрезе, предложениям Организации для упрощения деятельности предпринимателей, а также итогам совместного заседания Правлений «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА» с участием руководителя ФНС России Даниила Егорова и налоговому мониторингу.
Выпуск открывается блоком, посвященным наиболее значимым для бизнеса новым законам, которые вступают в силу в январе 2024 года. Нововведения затронут самые разные сферы бизнеса и права — от налогов, МРОТ, госзакупок и занятости до страховых взносов, упаковки, отчетности, маркировки и табака.
Традиционная рубрика «Региональное зеркало» в этот раз посвящена просроченной задолженности МСП. В том числе эксперты проанализировали динамику этого показателя по регионам (например остался на прежнем уровне, сократился, вырос до 30%, вырос до 80%, вырос более 81%), а также оценили его общий уровень для МСП по всей стране.
Далее читатели могут узнать больше о малых технологических компаниях (МТК). Эта тема стала еще более важной для развития всего сектора МСП в связи с вступлением в силу федерального закона «О развитии технологических компаний в Российской Федерации», который формирует реестр малых технологических компаний для оказания им адресной государственной поддержки. Эксперты объясняют критерии для отнесения предприятия к МТК, как проходит экспертиза кандидата на статус МТК, а также какие преференции доступны МТК.
Еще один важный блок обзора подробно освещает совместное заседание Правлений «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА» с участием руководителя ФНС России Даниила Егорова, в ходе которого были подведены итоги взаимодействия в 2023 году. Главными вопросами встречи стали повышение кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости, дробление бизнеса, активность и взаимодействие с бизнесом Общественных советов при УФНС России в регионах, Единый государственного реестра юридических лиц и единый налоговый счет (ЕНС).
Кроме того, эксперты представили подборку предложений и позиции «ОПОРЫ РОССИИ» по ряду вопросов в сфере регулирования деятельности МСП, в том числе о:
- начислении пени в случае несвоевременной уплаты налога для организаций; установления единого семидневного срока оплаты по контрактам;
- введении отсрочки по введению обязательной маркировки средствами идентификации кормов для домашних животных и лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
- Цифровом кодексе РФ в части урегулирования всех действий, возникающих в сфере цифровых отношений.
Заключительный блок дайджеста включает в себя мониторинг налоговой ситуации, результаты которого показывают реальную картину, сложившуюся у предпринимателей при взаимодействии с представителями налоговых органов, а также позволяют выявить барьеры и ограничения, снятие которых приведет к росту предпринимательской активности.
• ЧТО ЖДЁТ БИЗНЕС В НОВОМ 2024 ГОДУ?
• РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО: ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КРЕДИТАМ МСП
• ТЕМА НОМЕРА: МАЛЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ
• МЕРОПРИЯТИЕ МЕСЯЦА: ВСТРЕЧА С ФНС РОССИИ
• КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ: МАЛЫЙ БИЗНЕС НАСТАИВАЕТ
• ЦИФРЫ И АНАЛИТИКА: НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ
ЧТО ЖДЁТ БИЗНЕС В НОВОМ 2024 ГОДУ?
С 1 января 2024 года начнут действовать новые законы. Они затронут налоги, маркировку, МРОТ и др. Редакция «ОПОРЫ РОССИИ» разобрала самые значимые из них для бизнеса и готова поделиться с читателями.
НАЛОГИ
С 1 января повышаются лимиты доходов для сохранения права на УСН
265,8 млн рублей составит максимальный порог по доходу для применения УСН в 2024 году (стоимость рассчитывается с учѐтом коэффициента-дефлятора, установленного Минэкономразвития России).
Налог на имущество организаций будет рассчитываться с учѐтом обновленной кадастровой стоимости объектов недвижимости
Юридические лица должны применять новую кадастровую стоимость для расчѐта платежей по налогу на имущество по итогам 1 квартала 2024 года.
С 1 января года налоговые агенты обязаны представлять уведомления по НДФЛ 2 раза в месяц.
С 1 января налогоплательщику дадут право применять вычет в виде расходов на капвложения по соглашениям о реализации инвестпроектов, сведения о которых есть в реестре таких проектов с государственной (муниципальной) поддержкой. Это станет возможным по решению субъекта РФ. Основные параметры:
• применяют организации, реализующие инвестпроекты из реестра проектов, или проекты по критериям правительства;
• только по капитальным затратам (создание, приобретение, модернизация основных средств и т. д.), но не более 25% от их общего объема;
• данный вычет и вычет на расходы по покупке и модернизации основных средств не могут применяться к одним и тем же объектам;
• объекты должны быть введены в эксплуатацию не позднее 5 лет с момента заключения соглашения;
• налоговая ставка по налогу на прибыль не должна превышать 10%;
• вычет применяется организацией только к одному объекту;.
• юрлица, заключившие соглашение о защите и поощрении капиталовложений, не могут применять этот вычет.
Вводятся новые правила уплаты НДФЛ для удалѐнных сотрудников
С доходов «удалѐнщиков», работающих по трудовым договорам, нужно считать налог по основной ставке — 13% с доходов до 5 млн рублей и 15% с доходов свыше 5 млн рублей независимо от того, в какой стране трудится работник.
МРОТ
МРОТ повышен на 18,5% и теперь составляет 19 242 руб.
Работодатели применяют его при расчѐте:
– зарплаты;
– среднего заработка для оплаты отпуска, дней командировки и т. д.;
– больничного за первые 3 дня болезни сотрудника;
– взносов по пониженному тарифу 15%.
Госзакупки
До конца 2024 года среди прочего продлили право:
• сторон по предложению заказчика увеличить или уменьшить число лекарств, медизделий и расходников по контракту в пределах 30%;
• заказчиков не требовать обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств;
• Правительства устанавливать дополнительные случаи закупок у единственного поставщика;
• отдельных заказчиков не учитывать ограничение предельного годового объема малых закупок в 50 млн руб.
Правительство РФ расширило и продлило на 2024 год спецрежим госзакупок в новых субъектах
Продлено право осуществлять закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика по 44-ФЗ и 223-ФЗ в новых субъектах на основании «форс-мажорного» положения Закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), в соответствии с которым такие закупки осуществляются «при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи».
Кроме того, информация о закупках госзаказчиков в новых субъектах РФ не должна размещаться на сайте Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.
С 1 июля 2024 года соглашения об изменении и расторжении контракта заключают в цифровом формате
Соглашения об изменении и расторжении контракта, который заключили по итогам в том числе открытых электронных процедур, заключают с использованием ЕИС. Правило не применяют к закупкам, которые объявили до 1 июля 2024 года.
Занятость
Принят новый закон «О занятости населения в Российской Федерации»
Основные положения закона вступят в силу с 1 января 2024 г. Закон определяет понятия занятости, безработных граждан и т д. Сообщать в службу занятости надо будет не только о принятых работодателем кадровых решениях, но и об их изменениях и отменах.
С марта 2024 в целях противодействия нелегальной занятости населения в регионах создадут профильные межведомственные комиссии. Новые комиссии должны бороться с недобросовестными работодателями, которые оформляют работников не по ТК РФ, а по договору гражданско-правового характера или как самозанятого, в том числе путем запросов информации у налоговых органов.
С сентября 2024 года согласно закону № 565-ФЗ квота для приѐма на работу инвалидов изменится: компании, в которых больше 35 сотрудников, должны выделить для людей с инвалидностью от 2 до 4% рабочих мест от среднего числа работников. Конкретный размер квоты определяют регионы.
Страховые взносы
Увеличиваются фиксированные платежи ИП по страховым взносам.
49 500 рублей должен заплатить ИП на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, если доход ИП не превышает 300000 рублей в год.
Если доход ИП превышает 300 000 рублей, то максимальный размер взноса составит 49 500 + 1 % от дохода, но не более 277 571 рублей.
Компании и ИП в сфере общепита, у которых работает от 251 до 1500 сотрудников, смогут использовать пониженную ставку для уплаты страховых взносов по дополнительному основанию.
Для этого нужно, чтобы среднемесячные выплаты сотрудникам за прошлый год составляли не менее средней заработной платы в регионе. Эту сумму подсчитывают на основе расчѐтно-сметной стоимости.
Упаковка
Изменения в системе ответственности за производство упаковки
В России вводится система расширенной ответственности производителей и импортѐров товаров и упаковки. Это значит, что предприятие должно отвечать за утилизацию образовавшихся отходов одним из двух способов:
– уплатить экологический сбор за переработку упаковки (вариант подходит для компаний, которые не утилизируют отходы самостоятельно);
– заключить договор с подрядчиком (специализированная организация за плату возьмѐт задачи по переработке упаковки на себя).
С 1 января 2024 года вступит в силу закон № 451-ФЗ, который внесѐт изменения в систему: ответственность за утилизацию упаковки будут нести только производители упаковки.
Отчётность
С 1 апреля 2024 года ИП смогут использовать свой личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.gov.ru для отправки и получения налоговых документов. До этого такая возможность была только у юрлиц.
Маркировка
С 15 января производители и импортѐры пива, сидра и ряда иных напитков должны наносить средства идентификации на потребительскую упаковку, которую сейчас маркировать не нужно. Немаркированную продукцию по общему правилу нельзя импортировать и перевозить в РФ.
Табак
В 2024 году единая минимальная цена табачной продукции – 129 руб. за пачку. При этом с 1 января и до конца марта ее можно продавать потребителям по цене минимум 119 руб., если товары отвечают ряду условий.
ЧТО ЖДЁТ БИЗНЕС В НОВОМ 2024 ГОДУ?
Эксперты «ОПОРЫ РОССИИ» провели анализ просроченной задолженности по кредитам, предоставленным субъектам МСП. По данным Центрального Банка Российской Федерации просроченная задолженность за год выросла на 2,5% и на 01.11.2023г. составила 540 272 млн руб. против 527 259 млн руб. на 01.11.2022г.
В 39 регионах отмечается сокращение просроченной кредитной задолженности. Лидерами по сокращению задолженности стали: Чеченская Республика – 78,4%, Республика Адыгея – 68,2%, Костромская область – 50,5%.
В 27 регионах отмечается повышение просроченной кредитной задолженности до 30%, в 12 регионах повысилась кредитная задолженность от 31% до 80%. Более 81% рост просроченной задолженности наблюдается в 5 регионах: Тамбовская область – 82,85%, Сахалинская область95,4%, Камчатский край – 100%, Хабаровский край – 119,3%, Тюменская область – 698,1% Общая задолженность по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства, за год выросла на 34,8% и 01.10.2023г. составила 11,4 млн руб. против 8,5 трлн руб. на 01.10.2022г.
МАЛЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ
3 ноября вступил в силу Федеральный закон от 04.08.2023 № 478-ФЗ «О развитии технологических компаний в Российской Федерации». В рамках федерального закона будет формироваться реестр малых технологических компаний, им будет оказываться адресная государственная поддержка.
Критерии малых технологических компаний (МТК)
Правительство определило предельное значение выручки компании в целях отнесения еѐ к малой технологической – 4 млрд руб. в год.
Также определены 4 вида малых технологических компаний:
• стартапы с минимальным показателем выручки – выручка до 1 млн руб.;
• стартапы – выручка 1-300 млн руб. в год;
• ранние компании – выручка 300 млн руб. – 2 млрд руб.;
• зрелые компании – выручка 2-4 млрд руб.
Реестр МТК
Для каждого вида компаний устанавливаются отдельные требования для включения их в реестр малых технологических компаний.
Если компания получала государственную поддержку инновационной деятельности в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей, финансовую поддержку в последние три года, то попадание в реестр МТК происходит автоматически.
В остальных случаях включение в реестр возможно по заявлению, которое подается в Минэкономразвития России, и на основании результатов экспертизы.
Экспертиза кандидата на статус МТК
Определены 3 центра экспертизы малых технологических компаний:
Экспертиза проводится после регистрации в личном кабинете центра экспертизы, предоставления пакета документов.
При оценке проверят:
• инфраструктурную обеспеченность,
• наличие прав на результаты интеллектуальной деятельности,
• опыт разработки, производства и внедрения продукции с применением инновационных технологий,
• уровень квалификации специалистов, • наличие спроса на продукцию и конкурентного преимущества.
В зависимости от вида МТК предусматриваются разные требования к уровню научнотехнического потенциала, к оценке возможностей применения (внедрения) инновационных технологий.
Плата за экспертизу для включения в реестр
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России проведение экспертизы кандидата на статус МТК проводится на платной основе.
Размер платы определяется исходя из расходов центра экспертизы на проведение экспертизы, включая оплату работы экспертов, привлекаемых центром экспертизы, операционных расходов на доработку информационных систем и налогов, подлежащих уплате центром экспертизы.
Какие меры господдержки предусмотрены для МТК?
• льготы по уплате налогов, сборов, страховых взносов и по уплате таможенных платежей;
• информационная и консультационная поддержка;
• финансовая поддержка;
• поддержка экспорта;
• формирование спроса на инновационную и (или) высокотехнологическую продукцию (работы, услуги).
Сейчас рассматриваются следующие конкретные меры поддержки для МТК:
• по программе льготного кредитования высокотех компании, подпадающие под критерии МТК, не будут проходить экспертизу на инновационность;
• по промышленной ипотеке ставка будет снижена с 5% до 3%;
• изменение законодательства о закупках для стимулирования закупок у МТК
ВСТРЕЧА С ФНС РОССИИ
7 декабря 2023 года в Федеральной налоговой службе состоялось совместное заседание Правлений «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА» с участием руководителя ФНС России Даниила Егорова, в ходе которого подвели итоги взаимодействия в 2023 году.
В ходе обсуждения основное внимание было уделено вопросам:
• повышения кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости;
• «дробления бизнеса»;
• активности и взаимодействия с бизнесом Общественных советов при УФНС России в регионах;
• Единого государственного реестра юридических лиц;
• Единого налогового счета (ЕНС);
• а также другим аспектам.
Маркировка
1
На 2022-2023 гг. введен мораторий на рост кадастровой стоимости для целей обложения налогом на имущество организаций.
По окончании действия моратория в начале 2024 года предприниматели столкнутся с резким ростом фискальной нагрузки.
Было предложено внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения ограничения по предельному росту налога на имущество организаций – не более 10 % в год.
«ОПОРА РОССИИ» обратилась к ФНС России за поддержкой инициативы и с просьбой направить соответствующее письмо в Минфин России.
2
Безусловно одним из важнейших и сложнейших вопросов в теме налогового администрирования является проблема «дробления бизнеса». Признаков дробления может быть десятки и сотни, потому что формы предпринимательской деятельности многообразны.
Не всегда искусственное дробление бизнеса можно рассматривать как способ уменьшения налоговой базы или суммы подлежащего уплате налога.
Ситуация усложняется тем, что в настоящее время отсутствует законодательное определение дробления бизнеса, нормативно установленные его признаки и критерии.
3
Был представлен структурный разрез МСП за год.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в ноябре составило более 6,2 млн. По сравнению с ноябрем прошлого года рост составил 5,6%.
Общий объем налоговых поступлений от МСП за 10 месяцев вырос на 24% до 7,7 трлн рублей.
Поступления от МСП составляют пятую часть от всех поступлений в бюджетную систему.
В январе-октябре 2023 года поступило:
страховых взносов — 1,6 трлн рублей;
НДС — 2,5 трлн рублей;
НДФЛ — 1,3 трлн рублей;
поступления от применения спецрежимов (УСН, ЕСХН, патент, НПД) составили 0,9 трлн рублей.
4
Были представлены результаты ежегодной оценки деятельности общественных советов при УФНС в регионах, которую проводит «ОПОРА РОССИИ»: замеры показали как положительную, так и отрицательную динамику в некоторых регионах. Среди регионов с положительным опытом взаимодействия — Тверская и Саратовская области, Республика Алтай, Кабардино-Балкарская Республика, Пермский край, Самарская область.
Отдельно были отмечены общественные советы в Санкт-Петербурге, Красноярском крае и Орловской области качество работы которых вышло на новый уровень и дало хорошие результаты, в сравнении с прошлым годом.
Конструктивная и плановая работа общественных советов в регионах способствует улучшению делового климата: снижаются обращения от предпринимателей, повышаются доходы бюджета.
5
Отдельно внимание было акцентировано на работе УФНС на новых территориях. Отмечалось, что оказывается оперативная помощь как местных налоговых органов, так и центрального аппарата ФНС России при решении текущих вопросов.
Ранее проведенные мероприятия по информированию бизнеса на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях получили хорошую обратную связь и эти встречи будут продолжены.
В ближайшее время «ОПОРОЙ РОССИИ» совместно с ФНС России будут организованы вебинары.
МАЛЫЙ БИЗНЕС НАСТАИВАЕТ
«ОПОРА РОССИИ» постоянно участвует в оценке регулирующего воздействия проектов НПА и экспертных встречах по вопросам регулирования сферы МСП. Делимся с вами основными позициями и предложениями за месяц.
- Направили в Минфин России предложение продлить с 01 января 2024 года действие пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно начислять пени в случае несвоевременной уплаты налога для организаций исходя из 1/300 действующей в этот период ключевой ставки ЦБ РФ. Это особенно актуально в условиях нынешней ключевой ставки.
- Поддерживаем предложение по внесению изменений в статью 145 НК РФ, в части увеличения суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца, при которой субъекты МСП имеют право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС с 2 млн руб. до 8 млн руб.
- Считаем необходимым ввести отсрочку по введению обязательной маркировки средствами идентификации кормов для домашних животных и лекарственных препаратов для ветеринарного применения
- Предлагаем на законодательном уровне установить единый 7- дневный срок оплаты по контрактам, заключѐнным в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, исключить возможность устанавливать более длительные сроки в положениях о закупках. Направили письмо в поддержку законопроекта № 505365-8 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Предлагаем в разрабатываемом Цифровом кодексе РФ урегулировать «цифровые» отношения, связанные не только с данными, но и способами их передачи, способами их обработки, устройствами передачи, устройствами обработки и результатами такой обработки. Также считаем важным разработать раздел по роботизации, в т.ч. составление его с учѐтом «законов робототехники».
НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ
Каждый квартал «ОПОРА РОССИИ» проводит мониторинг налоговой ситуации. Результаты мониторинга показывают реальную картину, сложившуюся у предпринимателей при взаимодействии с представителями налоговых органов, а также позволяют выявить барьеры и ограничения, снятие которых приведет к росту предпринимательской активности.
Респондентам предложили оценить деятельность налоговой инспекции в своем регионе.
Большинство предпринимателей, а именно 38,2%, оценивают деятельность налогового органа в своем регионе на 4 балла из 5 возможных. В целом данный показатель меняется незначительно.
53,9 % предпринимателей отмечают, что в этом квартале взаимодействие с налоговым органом никак не изменилось.
23,6 % отмечают ухудшение взаимодействия.
22,5 % говорят об улучшении взаимодействия.
Основные причины остались прежними
Абсолютное большинство 75,3% опрошенных сообщили, что в отношении них мероприятий налогового контроля не было, а 24,7% (показатель понизился с прошлого квартала) опрошенных сообщили о следующих мероприятиях налогового контроля (предоставление документов, камеральная проверка, встречная налоговая проверка, вызов на допрос, выездная налоговая проверка и иные проводимые мероприятия – осмотр территории и имущества, допрос).
Большинство проблем по ст. 105.1 НК РФ:
• дробление бизнеса;
• родственные отношения у работников;
• запрет на включение расходов в состав затрат для расходов на прибыль;
• зарплаты ниже среднеотраслевой по региону.
Вопросы, возникшие у налоговой по статье 54.1 НК РФ: доначисление из-за некорректной трактовки выручки, налоговый орган решил, что организация является выгодоприобретателем, завышенные расходы и НДС, сложение доходов нескольких субъектов, оспариваются реальные сделки с поставщиками безосновательно, консолидация доходов ООО и ИП.
Также у предпринимателей спросили, запрашивала ли налоговая инспекция дополнительные документы за прошедший квартал. У 65,5% опрошенных документы не запрашивались (показатель ниже на 10,9% по сравнению с прошлым опросом).
Только 23,6 % ответили, что запрашивались следующие документы:
• Пояснения по расходам, из-за контрагента;
• Подтверждение расходов, указанных в Книге учѐта доходов и расходов;
• По начислению зарплаты;
• Акты сверки;
• Все документы по финансово-хозяйственной деятельности в избыточном количестве;
• Документы и адреса по контрагентам.
Респондентам задали традиционный вопрос про случаи блокировки счетов. Данный показатель вырос на 7,5% и составил 20,2 %. Респонденты отмечают, что блокировка счетов была по следующим причинам:
• Недоимка по налогам;
• Несвоевременное представление отчетности;
• Неверное сальдо по ЕНС;
• ФЗ 115.
Причины спорных недоимок:
• результат выездной проверки с 2018 по 2020 год;
• предлагают сделать перерасчет по ОСН за 2021-2022 год;
• в связи с переходом на ЕНС;
• налоговая инспекция отменила сделки с реальными компаниями, которые на сегодняшний день ведут хозяйственную деятельность.
Большинство предпринимателей, а именно 49,9% отмечают, что проблем с ЕНС у них не возникало, у 22,5% возникла недоимка, а у 20,2% возникла переплата.
При этом у 18,4% предпринимателей, которые столкнулись с проблемами ЕНС, проблема неправильного баланса, не разрешилась, 42,1% в настоящее время пытаются решить проблему.
Большинство предпринимателей положительно оценили работу электронных сервисов налоговой инспекции. Но некоторые респонденты считают, что сервисы нуждаются в улучшении.
Что предлагали улучшить в электронных сервисах:
• сделать возможность сверки по начислениям и оплатам через личный кабинет, наличие доступа Онлайн к сведениям карточек «Расчетов с бюджетом» по каждому налогу;
• учитывать администрирование социальных взносов ФНС России в беззаявительном порядке (в рамках СМЭВ-4) в ЛК, размещать информацию о размерах начисленных к возврату возмещений по произведенным ЮЛ затратам на предупредительные меры в сфере охраны труда;
• направлять требования в адрес ИП через личный кабинет;
• упростить доступ с криптопро;
• просматривать сальдо ЕНС на нужную дату;
• предусмотреть получение справки о недоимке по ЕНС в личном кабинете;
• интегрировать личный кабинет с учѐтными программами (например 1с);
• предусмотреть проверку и предоставление отчѐтов о контрагентах через личный кабинет;
• добавить возможность связаться с реальным инспектором.
НАД ВЫПУСКОМ РАБОТАЛИ ЭКСПЕРТЫ
Иван Ефременков
зам. исполнительного директора по экспертным и правовым вопросам
Олеся Сапа
руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства
Ирина Новикова
старший юрист-аналитик Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства
Екатерина Алексеева
юрист-аналитик Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства
Материал взят с сайта https://www.opora.ru